Витрувианский человек — рисунок, написанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия,
и помещённый в одном из его журналов.
Витрувианский человек — рисунок, написанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия,
и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура
обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с
разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с
разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат.
Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью
металлического карандаша, размеры рисунка 34,324,5 сантиметра. В
настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан
для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано
в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:
- длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
- ступня составляет четыре ладони
- локоть составляет шесть ладоней
- высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)
- шаг равняется четырём локтям
- размах человеческих рук равен его высоте
- расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
- расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
- расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
- максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
- длина руки составляет 2/5 его высоты
- расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
- расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
- длина ушей 1/3 длины лица
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.
Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.
Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений
рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с
разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в
квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и
ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях,
оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.